Чего ожидать от нового механизма проекта изменений в Таможенный кодекс Украины

25 марта состоялась презентация проекта изменений в действующий Таможенный кодекс Украины авторства Государственной фискальной службы. На ней присутствовали представители Министерства финансов, Государственной фискальной службы, Киевской городской таможни, профильных ассоциаций, субъектов ВЭД и общественности. Текст законопроекта доступен для публичного доступа на официальном сайте Минфина.

Проект Закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины касательно уполномоченного экономического оператора и упрощения таможенных формальностей» призван урегулировать вопрос взаимодействия таможенных органов и уполномоченных экономических операторов – нового для Украины таможенно-правового института, который уже достаточно долго функционирует в странах ЕС.

Проект можно рассматривать как один из этапов адаптации таможенного законодательства Украины к общепринятым нормам аналогичной сферы ЕС и реализации положений Договора об ассоциации (ст. 84), поскольку положения действующего Таможенного кодекса не в полной мере отвечают нормам ЕС. В перспективе, в случае полного соответствия статуса УЭО в Украине и странах ЕС, компании смогут упростить себе таможенные процедуры не только с украинской стороны, но и со стороны стран Европы. При этом после завершения всей законодательной процедуры Украина сможет признавать и аналогичные компании-операторы из других стран.

Если говорить просто, уполномоченный экономический оператор – это субъект таможенных отношений, который пользуется более высокой степенью доверия таможенных органов. Это позволяет компании проходить таможенные процедуры в упрощенном порядке, что значительно ускоряет, к примеру, процесс доставки товаров. Подобный статус дает компаниям, для которых время прохождения таможни важно, преимущество перед конкурентами. Чтобы компания стала уполномоченным экономическим оператором, проект устанавливает основной механизм и критерии, которым такая компания-претендент должна соответствовать.

Как стать УЭО

Проект закона не ограничивает предприятия в возможности обращения за статусом УЭО, но предполагает получение двух сертификатов, которые предоставляют разные преимущества. Субъект может получить и оба сертификата, если будет соответствовать указанным в законе критериям для каждого из них.

Общими для всех типов сертификатов требованиями являются: соблюдение положений законодательства Украины (в т. ч. таможенного); удовлетворительная система ведения транспортной и коммерческой документации; платежеспособность. Сертификат «на упрощение таможенных процедур» (в терминологии проекта) в качестве критерия предполагает также обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации, а сертификат «о надежности и безопасности» потребует соблюдения стандартов надежности и безопасности.

Сертификаты планируется выдавать на неограниченный срок, но действие их может быть приостановлено или аннулировано в случаях, обусловленных Таможенным кодексом. Получение сертификата не потребует затрат (он будет выдаваться бесплатно), а для того, чтобы предприятие смогло оценить собственное соответствие критериям закона, фискальным органам предписывается проводить консультирование, семинары и круглые столы. Формы всех необходимых документов (самих сертификатов, заявлений и выводов о соответствии) утверждает центральный орган, который обеспечивает реализацию государственной таможенной политики.

Специальные упрощения

Для обладателя статуса УЭО и сертификата «на упрощение таможенных процедур» предусмотрены следующие варианты специальных упрощений (в терминологии проекта): применение общей гарантии или освобождение от гарантии; использование процедуры упрощенного декларирования; самостоятельное наложение пломб специального типа; освобождение от требований следования обязательному маршруту перемещения; использование статуса уполномоченного грузоотправителя/грузополучателя; доступ к процедуре выпуска товаров по местоположению.

Если предприятие получает статус УЭО и сертификат «о надежности и безопасности», оно может подавать ввозную декларацию с сокращенным перечнем информации. А до того, как товары такого предприятия пересекают таможенную границу Украины, оно получит сообщение от органов таможни о том, какие товары/коммерческие транспортные средства будут досматриваться (на основе рисков по данным сокращенной таможенной декларации). Место проведения таможенного досмотра определяется соглашением между УЭО и таможенными органами. Впрочем, нужно отметить, что неподача такого уведомления, согласно положениям проекта, не отменяет возможности таможенного досмотра.

Обладателям упомянутых сертификатов предоставляются также специальные упрощения в виде проведения таможенных формальностей в первоочередном порядке, понижения степени риска в автоматизированной системе таможенного оформления, использования специальной полосы движения при пересечении пунктов пропуска через границы (при наличии такой полосы). Для использования каждого из указанных специальных упрощений уполномоченный экономический оператор обращается с заявлением о получении разрешения, срок действия которого составляет год. В зависимости от типа упрощения, его выдает тот или иной таможенный орган, но основанием для получения разрешения служит соответствующий сертификат.

Критерии для получения сертификата УЭО

Трудно ожидать от проекта закона достаточной детализации, поскольку нормотворческая практика предполагает закрепление в законе только основных положений. Тем не менее, именно критерии могут вызвать наибольшее количество вопросов, если речь идет о получении сертификатов УЭО. Так, среди критериев платежеспособности предприятия указывается необходимость «продемонстрировать достаточные финансовые ресурсы для выполнения финансовых обязательств перед другими лицами». Но определить, какие ресурсы можно счесть достаточными, довольно сложно, если не получить доступ ко всем обязательствам условного предприятия или не указать фиксированную сумму (что лишит норму универсальности).

Критерий «обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации» требует от предприятия наличия сотрудника, который обладает опытом практической работы в течение 3 лет по направлению осуществления таможенных формальностей. Это необходимо для совершения ряда таможенных процедур, которые в упрощенном варианте при наличии сертификата будут возлагаться на его обладателя, а не на таможенные органы. Вместе с тем, рынок труда может оказаться не способным обеспечить наличие специалистов соответствующей квалификации. С другой стороны, предоставление подобных услуг позволит трудоустроить специалистов со стажем таможенной службы, которые по какой-то причине оказались без работы.

Стоит ли получать сертификаты УЭО

Введение правового института, который на данном этапе для украинского таможенного законодательства не характерен, логично может вызывать у представителей бизнеса вопросы о том, сколько фактически придется потратить, чтобы в полной мере соответствовать указанным критериям, и окупится ли это в будущей коммерческой деятельности. Можно предположить, что для тех предприятий, бизнес которых связан с перевозками или логистикой, позитивный эффект будет больше, чем для других отраслей.

Вместе с тем, глава Государственной фискальной службы Роман Насиров отмечает, что инициатива о введении института уполномоченных экономических операторов продвигалась ГФС Украины с прошлого года. Проект прошел Минфин, а его содержание было доработано с учетом мнений экспертов и представителей ЕС. Положения проекта соответствуют устоявшейся международной практике в сфере таможенных отношений. Фактически для применения этих положений и имплементации норм, соответствующих положениям законодательства Европейского союза, необходима только законодательная воля Верховной Рады Украины.

Остается ожидать, что парламент не внесет существенных изменений в содержание проекта не в пользу представителей бизнес-сферы, а регулирующие подзаконные акты оставят возможность реализовать институт уполномоченных экономических операторов на практике максимально эффективно.

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

Джерело: sud.ua

Коментарі
kazmetal l.com