Чем грозят новые требования МВФ стране и украинцам

Share Button

Украинские власти готовятся подписать меморандум с МВФ. Новая редакция его проекта на днях появился в СМИ. Какие-то нюансы в нем еще могут корректироваться, хотя принципиальные моменты наверняка останутся и будут подписаны представителями Международного валютного фонда и украинскими чиновниками (Президентом Порошенко, премьер-министром Гройсманом, председателем Нацбанка Гонтаревой). Руководитель центробанка сегодня сообщила, что до подписания остаются считанные дни

Самыми принципиальными моментами нового меморандума эксперты считают реформу пенсионной системы и поднятие пенсионного возраста (увеличение трудового стажа), запуск рынка земли и ужесточение условий выдачи субсидий.

Пенсии, земля и субсидии

Новый меморандум написан для поддержания платежеспособности Украины: кредиторы хотят быть уверены в том, что наша страна сможет рассчитываться по уже взятым кредитам. А это возможно при сбалансированных госфинансах страны. Поэтому все требования Фонда будут подвязаны под глобальное снижение дефицита бюджета.

“Если МВФ видит, что повышение пенсионного возраста снижает нагрузку на ПФ, а введение дополнительного накопительного счета может ухудшить ситуацию, то Фонд будет поддерживать повышение возраста или стажа, а не накопительные счета”, — объяснил экономист Александр Жолудь.

После борьбы с коррупцией, вопрос дыры Пенсионного фонда, один из самых принципиальных для МВФ. Его дефицит в 2016 году составил 6,4% ВВП, в то время, как максимально допустимый дефицит для всего бюджета страны 3% ВВП.

“Надо пытаться увеличивать количество официально работающих, бороться с коррупцией, проводить судебную реформу, чтобы перенаправить коррупционные потоки в бюджет. Если этого не будет сделано — нужно сокращать число пенсионеров в стране, как бы больно это было. Сегодня 10 работающих содержат 12 пенсионеров. Надо чтобы 1 работающий содержал 1 пенсионера, а в идеале — соотношение должно быть 1/0,8”, — подчеркнул исполнительный директор фонда Блейзера Олег Устенко.

Идея повышения пенсионного возраста натолкнулась на мощный общественный протест в нашей стране. Потому власти решили схитрить на пару с МВФ — решили увеличить требования по нарабатываемому трудовому стажу: с нынешних 15 лет его, по новому меморандуму, его повышают до 30 лет для женщин и до 35 лет для мужчин. Нюансы пока неизвестны: должен ли быть этот стаж непрерывным и позволят ли в него засчитывать учебу, декреты и прочее. Депутаты могут предлагать разные варианты.

“Но главное — во внимание будут брать только стаж, накопленный после 2000 года. Это значит, что украинцы, которые родились после 70-х годов прошлого века смогут уйти на заслуженный отдых после 70 лет, при том, что средняя продолжительность жизни в нашей стране едва дотягивает до этой планки. Получается, что у граждан вообще нет экономического резона платить эти средства, проще копить их на безбедную старость самостоятельно”, — отметил эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

Похожую оценку аналитики выдали и для рынка земли. Если Фонд считает, что его запуск, позволит привлечь в страну дополнительные инвестиции, подтолкнет рост экономики, позволит заместить деньги, выделяемые международными финансовыми организациями, то от реформы земельного вопроса не откажется.

“Пока есть запрет на покупку земли иностранцами, даже простое снятие моратория ничего не даст”, — подметил Александр Жолудь.

Впрочем, заместитель главы Украинской аграрной партии Марьян Заблоцкий сообщил, что, по его данным, как раз на снятии земельного моратория Фонд не настаивал.

“Это идея главы государства Петра Порошенко. Именно с его подачи вопрос включили в меморандум. Президент понимает, что по-другому убедить депутатов открыть продажу сельхозугодий не получится. А для него это принципиально важно, так как позволит привлечь в бюджет порядка $1,5 млрд. долларов”, — объяснил он.

Третий наиболее больной для населения вопрос — пересмотр системы субсидирования коммунальных услуг, которая в 2016 году обошлась казне в 40 млрд. грн., а в 2017 г. на нее планируется пустить 47 млрд. грн.

По новой редакции меморандума, эти ассигнования должны быть сокращены в 3-5 раз. В несколько этапов:

  1. Сократит количество семей, получающих скидки от государства: с нынешних 40% домохозяйств до 20%, как рассчитывает МВФ
  2. Пересмотрит критерии начисления субсидии: уменьшение норм субсидирования по отапливаемой площади, потреблению газа, тепла и т.д.
  3. Монетизирует льготы.

Последний пункт должен стимулировать граждан экономить потребление поставляемых ресурсов (газ, холодную и горячую воду, свет). Государство будет выделять на семью в качестве субсидий, например, 500 грн. в месяц, а люди будут экономить на потреблении, чтобы уложиться в эту сумму или получить дополнительные средства в виде остатка от выделенных сумм. Это позволит сократить субсидии в 2-5 раз, что поможет запуску реальной монетизации живыми деньгами.

“При нынешней системе субсидирования реальных денег на монетизацию нет. Долги перед поставщиками закрывают протоколами с оформленными субсидиями, а они этими протоколами как бы “рассчитываются” с НАК “Нафтогаз”. Ему средства должно перечислить государство. Сам НАК должен бюджету десятки миллиардов гривен налогов. Так что фактически живые деньги не ходят. Поэтому система монетизации сможет функционировать, только при жестком сокращении сумм субсидий”, — объяснил советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.

Монетизация субсидий — не новая идея. Ее начинали обсуждать еще в 2008-2009 гг.

“Пункт перекочевывает из одного меморандума МВФ в другой. И этот момент считается одним из ключевым при борьбе с коррупцией”, — подчеркнул Олег Устенко.

Ударит по населению и обязательство Кабмина перейти на автоматический пересчет цены газа для населения, в соответствии с импортной ценой. Если сейчас высокая цена зафиксирована на весь отопительный сезон, то, скорее всего, с осени она будет автоматически пересматриваться каждый месяц в зависимости от цены топлива, закупаемого “Нафтогаза” и курса гривны.

Если бы эта формула действовала сейчас, то при скачке доллара с 25 грн./$ летом до 27-28 грн./$ зимой, цены в платежках были бы еще выше.

Достанется чиновникам и предпринимателям

Новый меморандум МВФ ограничивает желание Украины создать экспортно-кредитное агентство и индустриальные парки. В последнем Фонд увидел потенциал минимизации налогообложения, предположил Александр Жолудь.

“В большинстве стран индустриальные парки — это территории с коммуникациями: с железнодорожными ветками, автомобильными магистралями, инфраструктурой в виде подведенных электросетей, газо- и водопроводов, чтобы можно было быстро строить какой-то комплекс. У нас под индустриальными парками подразумеваются территории с налоговыми льготами. Это очередной вариант свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Для МВФ — это минус поступлений в бюджет”, — сказал экономист.

Еще одна статья экономии потенциальных расходов бюджета, по мнению Фонда, — это сокращение количества бюджетных работников и государственных служащих. Из документа непонятно, какие категории чиновников будут сокращать в первую очередь и сколько всего людей останется без работы.

Но, как объяснили экономисты, с учетом минимальной экономии, которую могут получить от этого пункта, не исключен вариант, что им могут пожертвовать. Или растянуть на более длительный срок. Попадет под нож МВФ и упрощенная система налогообложения. Для юридических лиц, как ожидают эксперты, прикроют все лазейки, позволяющие экономить благодаря невысокому налогу с оборота в 3-5% (в зависимости от отдельной уплаты НДС и предельных сумм оборота).

“Обрезанные и ужесточенные условия по “упрощенке”, скорее всего, оставят только для предпринимателей-физических лиц”, — предположил Алексей Кущ.

Также в меморандуме нашлась норма о предоставлении ГФС доступа к базам банковских счетов. В этом вопросе оценки экспертов разошлись. Допускается, как упрощенный и ускоренный доступ налоговиков к счетам только по решениям судов, так и без судебных процедур. Банкиры отказались даже что-либо предполагать, чтобы до появления официальных заявлений не “напрягать” рынок.

Дойдет ли дело до коррупции

Но чтобы МВФ не заставлял делать украинские власти и на что бы те не соглашались, результатов не будет без реальной борьбы с коррупцией. Для ее активизации Фонд настаивает не просто на судебной реформе, а на запуске работы Антикоррупционного суда и увеличении полномочий национального антикоррупционного бюро, что так оттягивают украинские власти.

Только это остановит выведение средств через коррупционные каналы и перенаправит их в доходную часть бюджета.

“МВФ требует не только непопулярных мер, но и разумных реформ. Борьба с коррупцией — это очень популярная мера, судя по результатам Румынии. Вот почему Кристин Лагард, выступая в Вашингтоне и говоря о коррупции, вспоминала Украину. Она подчеркнула, что реформы нужны не МВФ. Если этого не понять — то путь вниз нам открыт. И тут в привязке к Украине — не все гладко и понятно”, — отметил Олег Устенко.

Впрочем, Алексей Кущ считает, что украинские власти прибегнут к излюбленной практике — что-то сделают для получения 1-2 траншей и на этом участие в программе застопорится.

“Пропишут пару маяков, примут пару решений для затравки и потом отойдут от программы до следующего Кабмина”, — считает он.

Сомневается в получении всех траншей и экономист Александр Жолудь. По его оценке, при очень удачном стечении обстоятельств Украина сможет получить в 2017 г. не больше $2-2,5 млрд.

А Олег Устенко считает, что максимум, на который точно может рассчитывать Украина — $1 млрд. Именно столько страна должна вернуть в начале этого года МВФ по предыдущим займам вместе с процентами. Вероятность получения остальных средств финансист назвал чудом.

“Если не будет конкретных шагов, страна не покажет, что начала двигаться в проведении структурных реформ, то получение больших средств — это какое-то чудо”, — подчеркнул он.

Джерело: http://ubr.ua/

 

Коментарі
kazmetal l.com