Итоги британского референдума: уроки и последствия для Украины и ЕС

Share Button

В 8.35 по киевскому времени сайт Bloomberg сообщал, что обработаны результаты голосования в 378 округах из 382. За выход Великобритании из ЕС подано 51,8% голосов, за то, чтобы остаться, – 48,2%. В региональном разрезе сторонники сохранения статус-кво победили только в Лондоне, Шотландии и Северной Ирландии.

До начала голосования все социологические исследования говорили о том, что число сторонников и противников выхода Великобритании из ЕС примерно одинаково. Но опросы, проведенные буквально накануне голосования, предсказывали уже победу сторонникам ЕС. Однако решающим оказалось мнение тех, кто только в последний момент определился, как ему голосовать (таких было около 15%).

Сказалась и активность избирателей. Накануне эксперты прогнозировали, что при явке менее 60% высока вероятность того, что британцы проголосуют за выход из ЕС. Явка 70% и выше будет говорить о вероятной победе сторонников сохранения членства в ЕС.

Уроки и последствия для Украины

История с британским референдумом – хороший пример для любых политиков, как нужно бороться за национальные интересы на международной арене и убеждать избирателей в своей правоте.

Последствия для нашей страны британского референдума главным образом политические:

  • негативный результат референдума приведет к тому, что ЕС будет вынужден больше заниматься внутренними вопросами, что ослабит внимание к проблемам Украины;
  • для нас важно сохранение сильного ЕС, а его всяческое ослабление на руку путинской России;
  • Великобритания стабильно и однозначно поддерживает украинскую евроинтеграцию, она также принадлежит к странам-“расширителям”, т. е. тем, кто благосклонно относится к идее расширения Евросоюза. Ее выход из ЕС ослабит евронадежды Украины.

На экономику же нашей страны решение о выходе Великобритании из ЕС окажет минимальное воздействие. Внешние рынки капиталов (к которым относится и Лондонская биржа) сегодня и так закрыты для отечественных компаний. Разве что, в какой-то мере скажется колебания цен на товарных рынках. Объемы же внешней торговли между нашими странами практически не зависят от того, состоит Великобритания в ЕС или нет
В то же время председатель Федерального резерва США Джанет Йеллен включила риск выхода Британии из ЕС в число наиболее серьезных угроз для американской и мировой экономики.

Последствия для Евросоюза

Еще накануне референдума много говорилось о том, что любой его результат должен привести в переменам в ЕС.

Стремление Великобритании добиться большей независимости во внутренней политике и противостоять еще большей интеграции ЕС уже нашло отклик у ряда политиков других стран Европы, что грозит ростом разобщенности в союзе. Поэтому лидеры ЕС (особенно Франция и Германия) умножат усилия, для того чтобы избежать фрагментации Евросоюза.

Руководство ЕС вынуждено признать, что интеграционные настроения политиков далеко не всегда разделяют простые граждане. Во многих европейских странах уровень недовольства политикой ЕС находится на том же уровне, что и в Великобритании, а кое-где и превышает его. “Одержимые идеей немедленной и всеобщей интеграции, мы не заметили, что граждане европейских стран не разделяют наш евро-энтузиазм”, – признал заявил председатель Европейского Совета Дональд Туск. А глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер признал, что ЕС вмешивается в слишком большое количество вопросов, которые могли бы решаться на уровне суверенных правительств его членов. С этим лидерам ЕС придется что-то делать.

Евросоюз должен стать другим. Ему нужно научиться давать ответы на актуальные вызовы, чтобы не жить от кризиса до кризиса (Португалия, Испания, Италия, Греция, беженцы, Великобритания – кто следующий?). Не должно быть такого, как сейчас, когда ЕС для многих ассоциируется только с бюрократией и со стремлением к чрезмерной заурегулированности.

В ЕС возможен рост влияния радикальных партий евроскептиков. Во Франции ныне самый популярный политический лидер – глава Национального фронта Марин Ле Пен, уже заявляла хочет провести аналогичный плебисцит во Франции. “Если Британия выйдет из ЕС, я уверен, большинство голландцев также вскоре захотят это сделать”,— говорил лидер Партии свободы (Нидерланды) Герт Вилдерс.

В 2017 г. во Франции и Германии пройдут выборы (президентские и парламентские соответственно), и британский референдум будет во многом задавать повестку дня предвыборных дебатов.

Позиция ЕС на переговорах о свободной торговле с США, Японией и другими странами ослабнет.

Председатель Европейского совета. Дональд Туск заранее разработал график отторжения Соединенного королевства. По его словам, на организацию такого разрыва потребуется по меньшей мере 7 лет переговоров. Причем велика вероятность, что в ходе этих переговоров будут стремиться примерно наказать Великобританию, на ее примере продемонстрировав пагубность выхода из союза.

Решение о выходе принято – что дальше

Референдум носит рекомендательный характер. Юридически закрепить его результат должен парламент Соединенного Королевства, в котором большинство депутатов выступает за сохранение членства страны в ЕС. Разумеется, несогласие британского парламента с прямым изъявлением воли граждан сложно представить, но минимальная вероятность этого есть.

Получив решение парламента, правительство должно будет сообщить Брюсселю, как именно оно намерено следовать процедуре, описанной в ст. 50 Лиссабонского соглашения от 2009 г., регламентирующей процесс выхода страны из ЕС. Великобритании предстоит стать первопроходцем в этом.

После этого должны начаться переговоры об условиях выхода и будущих отношениях Великобритании с остальными 27 странами-членами ЕС.

Лидерам ЕС и Европарламенту предстоит согласовать соглашение по осуществлению развода Лондона и Брюсселя. Они также могут потребовать ратификации этого соглашения национальными парламентами. Этот процесс может затянуться на несколько месяцев. Все это время товарные и валютные рынки будет лихорадить на фоне возникшей неопределенности. Курс фунта по отношению к доллару уже рухнул с 1,49 до 1,33.

В европейские соглашения нужно будет внести поправки в соответствии с новым статусом Великобритании. Британцам придется обновить свое национальное законодательство.

Итоговая модель взаимоотношений Велиобритании и ЕС может варьировать от крайне мягкой (аналога взаимоотношений ЕС с Норвегией и Швейцарией) до достаточно жесткой (как с США).

Европейская банковская ассоциация (регулятор, координирующий банковские правила в странах ЕС) накануне референдума заявила о том, что покинет Лондон в случае выхода Великобритании из ЕС. Это будет означать серьезный отток капитала из страны. Велика вероятность, что финансовая индустрия Евросоюза предпочтет переместиться с Лондонской биржи на другую торговую площадку, например, на Франкфуртскую фондовую биржу.

МВФ подсчитал, что в зависимости от конкретных условий выхода, ВВП страны может потерять от 1,4% до 5,6% к 2019 г.

Почему референдум был назначен

Британия традиционно претендует на особое место в Европе, поэтому в отношении видения будущего ЕС у нее часто бывают расхождения с позицией Германии и Франции, которые де-факто задают тон в Евросоюзе.

Нынешний еврореферендум – второй в истории Великобритании. Первый состоялся в июне 1975 г., всего через два года после вступления страны в ЕЭС (предшественник Евросоюза). Интересно, что в 1960-х годах Франция дважды блокировала вступление Великобритании в союз, опасаясь усиления на континенте роли США и стран Британского содружества. Референдум касался формата участия страны в союзе, его инициировали лейбористы. Незадолго до голосования тогдашний премьер-лейборист договорился об уступках для своей страны и стал агитировать за членство в ЕЭС. Ему оппонировало левое крыло его же партии. В ходе референдума две трети граждан страны поддержали премьер-министра.

Но споры о роли Британии и союза не прекращались. Так в 1988 г. тогдашний премьер Маргарет Тэтчер заявила: “Мы не для того согласились убрать наши национальные границы, чтобы увидеть создание этих же границ на европейском уровне, при том что европейское супер-государство командует из Брюсселя”. Тэтчер видела в европейском доминировании прежде всего угрозу появления единого социалистического государства. Это ее выступление, фактически, придало новый импульс росту евроскептицизма в Великобритании.

Именно ее партия – консерваторы в 2013 г. выступила с обещанием провести референдум о выходе из Евросоюза, если она останется у власти после выборов 2015 г. В мае 2015 г. консерваторы победили на парламентский выборах, а 27 мая, королева Елизавета II, выступая с тронной речью перед новым составом парламента, заявила: “Великобритания проведет новые переговоры по вопросу о членстве в ЕС, с тем чтобы он служил интересам всех участников. Параллельно будет внесен законопроект о референдуме по вопросу о выходе из ЕС, который пройдет до конца 2017 г.”. Напомним, что речи королеве пишут в правительстве, т.е. она выразила мнение консерваторов. Оппозиция – лейбористы также поддержали идею референдума, хотя сразу сказали, что будут агитировать против выхода. После этого закон о референдуме был быстро проведен через парламент. Формулировка вопроса была такой: “Должно ли Соединенное королевство оставаться членом Европейского союза?”.

В ноябре 2015 г. правительство Дэвида Кэмерона предложило лидерам ЕС закрепить право любой страны не участвовать в политической интеграции, расширить права национальных парламентов в Евросоюзе, ограничить получение пособий мигрантами из стран союза, устранить ряд бюрократических ограничений в рамках единого рынка, а также закрепить права девяти стран союза, которые не входят в еврозону. 19 февраля 2016 г. года руководство ЕС согласилось на большинством этих предложений. А британское правительство, исполняя закон, назначило референдум на 23 июня. Сам же Кэмерон сразу начал агитировать за сохранение Британии в ЕС. Ему оппонировало правое крыло собственной партии.

Противоборствующие стороны

Лидером еврооптимистов де-факто является Дэвид Кэмерон. К их числу относятся большинство парламентариев (депутатов Палаты общин) от консервативной партии и две трети членов правительства.

Поддерживают членство в ЕС почти все лейбористы, либералы, зеленые, Партия Уэльса и даже шотландские националисты, которые выступают за выход Шотландии из Соединенного королевства, но не из ЕС, т. к. не хотят лишиться преимуществ, связанных со свободой передвижения, возможностью учиться и работать в Европе.

Движение “Британия сильнее в Европе” поддерживают бывшие премьер-министры Джон Мэйджор, Тони Блэр и Гордон Браун, объединение “Бизнес для Новой Европы”. Руководители 1285 компаний, работающих в Великобритании, подписали открытое письмо, в котором призвали проголосовать против выхода из ЕС.

За сохранение членства в ЕС выступают такие авторитетные печатные СМИ, как Economist, Guardian, Independent, Daily Mirror, Financial Times.

США и европейские партнеры Британии однозначно выступают против выхода страны из ЕС. Президент Барак Обама предупредил, что в случае выхода “Великобритания окажется в хвосте очереди” на заключение новых торговых сделок с США.

Неформальным лидером евроскептиков – сторонников выхода из ЕС можно считать Бориса Джонсона, который называется вероятным приемником Кэмерона на посту лидера консерваторов. Он начинал агитацию, занимая пост мэра Лондона, на котором его в мае сменил лейборист и сторонник ЕС (Джонсон не принимал участия в выборах).

К выходу из ЕС призывало движение “Мусульмане за Британию”, объединение “Бизнес для Британии”. Давно выступает за выход из ЕС Партия независимости Соединенного королевства (ее лидер Найджел Фарадж не скрывает, что симпатизирует Владимиру Путину). Она получила на парламентских выборах в прошлом году 12,7% голосов.

Сторонники выхода Британии из ЕС сформировали движения Vote Leave (“Голосуй за выход”), Leave EU (“Покинуть ЕС”). Их поддерживают такие популярные издания, как Daily Star и Daily Express, Daily Telegraph, Sun, Times. Причем совокупная аудитория изданий, поддержавших выход, выше, чем у призывающих проголосовать против него.
По данным британской избирательной комиссии, группы, агитировав

ие за выход из ЕС, собрали больше пожертвований, чем их оппоненты. Так с 14 мая по 9 июня они получили в виде наличных и кредитов 3,6 млн фунтов, а оппоненты – 2,9 млн фунтов. Да и в другие периоды, начиная с 1 февраля, евроскептики все время лидировали. Кроме того, за все время кампании стороны получили из бюджета на агитацию по 600 тысяч фунтов каждая.

Как стороны вели борьбу

Несколько месяцев перед референдумом британские политики и СМИ практически ежедневно напоминали согражданам, что 23 июня 2016 года войдет в историю. Высказывали свою позицию и представители бизнеса, деятели культуры, светские персоны, но они были менее активными, чем политики.

При этом повестки выступлений сторонников и противников выхода страны из ЕС практически не пересекались. Одни говорили в основном о будущем экономики, а другие – о миграции. Единственное, что объединяло представителей двух кампаний – их эмоциональность.

В ходе агитации обе стороны не гнушались использовать и голословные утверждения, и передергивания, но до откровенной лжи не опускались. Так Кэмерон однажды заявил, что если Великобритания “повернется спиной к ЕС”, то в Европе возрастет риск войны, а ИГИЛ будет только рада выходу Великобритании из ЕС. Хотя за безопасность отвечает не ЕС, а НАТО, из которой Великобритания выходить не собирается. В свою очередь, Фараж и его однопартийцы в наплыве рабочих из Восточной Европы обвиняют ЕС, хотя допуск поляков, румын и болгар на британский рынок труда – это суверенное решение Лондона (иммигранты компенсировали стране в том числе и отток собственных граждан в более “теплые” края).

Молодые британцы уже в достаточной мере чувствуют себя “гражданами ЕС”, британский евроскептицизм сейчас касается в основном старших поколений. Поэтому Кэмерон обратился непосредственно к ним, сказав, что решение, которое они примут на референдуме, будет бесповоротным. То есть обратно в ЕС страну не примут, разве что на неприемлемых условиях (членство в зоне евро и Шенгенском соглашении). И пострадают от этого будущие поколения британцев, а не те, кто сейчас проголосует.

Финансовая предусмотрительность

Накануне дня голосования Банк Англии направил британским банкам распоряжение нарастить объемы наличности, поскольку возможная победа сторонников выхода может вызвать массовое снятие вкладов населением. В пятницу оказалось, что это решение было правильным.

Джерело: segodnya.ua

 

Коментарі
kazmetal l.com