Как либерализация антимонопольного законодательства изменит украинский бизнес

Share Button

Президент Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (относительно повышения эффективности системы контроля за экономическими концентрациями)». Это значит, что уже с апреля 2016 года в стране начнут действовать новые стандарты контроля за слияниями и поглощениями.

О том, в чем именно должна проявиться либерализация законодательства, и почему этот процесс в АМКУ называют одним из приоритетных проектов, призванных задать правила игры, эффективные и для бизнеса, и для государства, Forbes рассказал глава Антимонопольного комитета Юрий Терентьев.

Внедрение европейских практик

Сокращение бюрократических процедур и повышение прозрачности контроля – это именно те решения, которых бизнес ожидал от АМКУ уже долгое время. Внесение изменений в законодательство решает обе эти задачи, создавая благоприятные условия для развития.

В свою очередь комитет получит возможность направить собственный ресурс на проработку значимых дел, и не распыляться на формальные проверки компаний, заключающих сделки за пределами территории Украины. Ранее АМКУ оказывался загружен заявками, например, от международных компаний, имеющих представительства в Украине и желающих приобрести активы в третьих странах. На бытовом уровне понятно, что такие сделки к нашей стране отношения не имели, но проверять и выносить решения по ним было нужно.

Всего за 2015 год Антимонопольный комитет рассмотрел 800 заявлений для получения разрешения на концентрацию. А ранее, в некоторые годы, их количество переваливало за тысячу. Для сравнения – в Испании в год это число не превышает 80. Разрыв в 10 раз – явное подтверждение того, что у нас был системный сбой.

Обновленное законодательство внедряет европейские принципы и поможет АМКУ как минимум вдвое сократить объем задач. Неэффективность прошлой системы отмечали также ОЭСР и ЮНКТАД в обзорах конкурентного законодательства и права Украины в 2008 и 2013 годах соответственно.

Снижение давления на бизнес

Новая двухуровневая система финансовых показателей позволяет огромному числу экономических субъектов осуществлять деятельность без дополнительного бюрократического контроля. Повышенный финансовый порог показателей означает, что средний бизнес больше не будет вынужден постоянно обращаться в Антимонопольный комитет Украины за разрешением на концентрацию.

Теперь в обязательном порядке проводится проверка только тех групп субъектов, чья совокупная стоимость активов или общий объем реализации товаров в Украине и за ее пределами в течение последнего финансового года составляет более 30 млн евро (то есть на 18 млн больше, чем было установлено законом). При этом оборот двух участников концентрации в Украине должен быть не менее 4 млн евро. Вторая предусмотренная законом ситуация – если общая стоимость активов или объемов реализации приобретаемого субъекта за последний финансовый год в Украине – свыше 8 млн евро, а общий оборот участников концентрации в мире – 150 млн гривен.

Помимо этого, в закон заложен принцип локализации, а значит, иностранные компании в большинстве случаев не будут подпадать под критерии, обязывающие получать разрешение на концентрацию в целях инвестирования в украинские компании. Такое изменение – один из структурных элементов в повышении инвестиционной привлекательности страны. При этом возможности контроля над самыми крупными игроками сохраняются.

Стоит также добавить, что для улучшения бизнес-климата из текста документа был исключен такой пороговый показатель, как доля на рынке. На данный момент еще обязательным остается обращаться, если субъект имеет долю более 35%, но после вступления закона в силу это правило исчезнет. И это важное качественное изменение, поскольку позволит избежать комичных ситуаций, когда монополистами становятся владельцы малого бизнеса, и при этом даже сами не догадываются о своем статусе.

Совершенствование системы

Устанавливаемый законом порядок – только часть долгосрочной работы. По-прежнему остаются ряд положений, над модернизацией которых мы еще работаем. Один из наболевших вопросов – амнистия для компаний, которые проводили сделки без согласования Комитета. Это касается как международного бизнеса, так и украинского. Например, британская компания, которая приобретала бизнес в Китае, должна была согласовать такую сделку в Украине.

Украинский бизнес мог также не соблюдать порядок получения разрешения на концентрации по разным причинам: низкая правовая культура, «обычаи делового оборота», иное. Сейчас отсутствие таких разрешений служит препятствием для привлечения легальных инвестиций: к таким компаниям – объектам инвестирования будут претензии на этапе аудита объекта приобретения.

Важный эффект от изменений состоит также в том, что ресурсы Комитета смогут быть более рационально перераспределены. Перед нами стоит много задач, требующих внимания: от проблематики отдельных отраслей до общего повышения внешней и внутренней эффективности деятельности АМКУ. Наша цель – максимальный положительный эффект для экономики и потребителей от работы АМКУ. По оценкам комитета, в 2015 году он составил 1 млрд гривен. Это число нужно существенно увеличивать за счет повышения эффективности работы.

В фокусе Комитета, конечно же, останутся естественные монополии (в Украине это в основном транспорт нефти и газа, энергетика, ЖКХ), а также сферы с ограниченным числом игроков (фармацевтика, аграрный бизнес и другие), но подход будет более сбалансированным и потребует активной роли отраслевых регуляторов. Мы должны стремиться дать рынкам и потребителям максимальный экономический эффект как можно скорее, а не гнаться за показателями количества дел и штрафов.

АМКУ системно движется к тому, чтобы быть не карающим органом, появляющимся, когда проблема уже возникла, а структурой, обеспечивающей стабильные и прозрачные правила игры для всех. По сути, деятельность АМКУ можно сравнить с ролью полиции в европейской стране – идеальный вариант, когда их не видно, но все чувствуют себя защищенными.

Джерело: http://forbes.net.ua

 

 

 

Коментарі
kazmetal l.com